На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СТРАННИК

3 подписчика

✔ Версаль – резиденция Короля-Солнца

Просто так королевские и царские резиденции не строится никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могущества королевской власти и Франции, у Людовика XIV был целый ряд причин.

В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но её столица, Париж, выглядит городом до странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положению Франции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версаля король-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. Такое решение не могло не показаться монарху более заманчивым, чем возможность реконструкции Парижа (кстати, кое-что в этом направление все же сделано было). Он так и не простил улицам древней столицы измены в дни Фронды. На долгие годы его царствования двор покинет Париж и столицей Франции, а, следовательно, почти столицей мира, сделается Версаль.

7350033_SHUM682 (544x306, 284Kb)

7350033_SHUM683 (544x306, 302Kb)

Луиза де Лавальер – официальная фаворитка Людовика XIV. Была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Несмотря на то что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У неё было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (родилась в 1666 году) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667 году). Когда Людовик XIV приблизил к себе маркизу де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и постриглась в монастыре кармелиток, в Париже.

7350033_SHUM684 (544x306, 222Kb)

7350033_SHUM685 (544x306, 312Kb)

Портрет мадам де Монтеспан фаворитка Людовика XIV. К 1667 году Людовик XIV заметно охладел к своей предыдущей фаворитке Луизе де Лавальер, и красивая и умная Атенаис сумела привлечь его внимание к себе. Их первый ребенок родился в 1669 году, и прожил всего три года, остальные же шестеро, среди которых Луи-Огюст де Бурбон и Луи-Александр де Бурбон, были королем узаконены в 1714 году без упоминания имени матери. Воспитание внебрачных детей короля и маркизы де Монтеспан было доверено Франсуазе де Ментенон. В конце 1670-ых годов в парижская полиция расследовала так называемое дело об отравителях. Катрин Монвуазен, обвинявшаяся в том, что она поставляла яды своим клиентам из числа французской знати, назвала и маркизу де Монтеспан среди них, якобы та покупала у нее яд, чтобы отравить короля. В отношении маркизы де Монтеспан это дело было замято, но доверие и интерес короля к своей персоне она утратила. Получив солидный пенсион в полмилионна франков, в 1691-ом году она удалилась в монастырь Святого Жозефа. Остаток жизни она провела помогая бедным и участвуя в благотворительности.

7350033_SHUM686 (544x306, 318Kb)

7350033_SHUM687 (544x301, 314Kb)

Герцогиня де Фонта́нж. Дочь королевского наместника в Оверни. По предложению кузена, поражённого её красотой, отец решил отправить её вместе с ним к версальскому двору. Там она стала фрейлиной Шарлотты-Елизаветы Баварской, невестки короля. Вскоре Анжелика привлекла к себе внимание Короля-Солнца и в 1678 году стала его любовницей. Современники отмечали её необыкновенную красоту; сам король называл её «прелестным созданием».

7350033_SHUM688 (544x306, 267Kb)

7350033_SHUM689 (544x309, 307Kb)

Их связь оставалась тайной до весны 1679 года, когда она была объявлена официальной королевской фавориткой. В конце года она родила от короля мёртвого ребёнка, при этом сильно подорвав здоровье. В 1680 году Людовик даровал ей титул герцогини де Фонтанж, что по обычаю того времени означало конец официальных отношений с королём. Брошенная и тяжело больная после неудачных родов, Анжелика удалилась в монастырь Пор-Руаяль, где и скончалась. Существуют сведения, что её неоднократно пытались отравить; по крайней мере, молва приписывала тяжёлые роды и внезапное ухудшение здоровья действию яда, поднесённого ей по распоряжению мадам де Монтеспан. Современные медики, изучив сохранившееся описание вскрытия, склоняются к версии о смерти от плеврита.

7350033_SHUM6810 (544x306, 346Kb)

7350033_SHUM6811 (544x306, 337Kb)

Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его изысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество, повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.

7350033_SHUM6812 (544x306, 298Kb)

7350033_SHUM6813 (544x306, 255Kb)

Возник Версаль не на пустом месте. К моменту начала знаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь уже существовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример более скромным. Стараниями архитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец. Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенно утверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворца примечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди его строго вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтным архитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветами многочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мысли XVII века. Строительство Версаля началось в 1661 году. Небольшой охотничий дворец под Парижем был перестроен в самую роскошную королевскую резиденцию Европы. Королевский дворец Версаль мог вместить около 20 тысяч человек. Проект Луи Лево предусматривал огромные корпуса зданий, просторные площади, большие террасы с выходом прямо в парк, галереи, фонтаны, маленькие дворцы и сады. Ландшафтный парк Версальского дворца – это работа Андре Ленотра. Идеальные газоны, симметричные дорожки, живые изгороди, радужные клумбы, искрящиеся фонтаны – все это было создано в Версале на потеху короля, его семьи, фавориток и придворных.

7350033_SHUM6814 (544x306, 297Kb)

7350033_SHUM6815 (544x306, 347Kb)

И для строителей Версаля это был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы над королевской резиденцией, имели возможность «потренироваться» на строительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегося за стремление к королевской роскоши положением и свободой.

7350033_SHUM6816 (544x309, 395Kb)

7350033_SHUM6817 (544x306, 305Kb)

Постоянно жить в театральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могут даже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Более простыми и скромными, а главное – уютными. Строительство дворца в Версале, несмотря на размах проекта, было закончено достаточно быстро. Нетерпение короля и огромные вложения ускорили реализацию проекта настолько, что спустя всего 15 лет после начала работ королевская чета смогла переехать во дворец Версаль.

7350033_SHUM6818 (544x306, 322Kb)

7350033_SHUM6819 (544x306, 382Kb)

К строительству приступили в 1661 году, 6 лет спустя был выкопан Большой Канал. В 1671 году Лебрен занялся оформлением дворца. В 1682 году Людовик XIV с супругой Марией Терезой вселились в Версаль.

7350033_SHUM6820 (544x304, 355Kb)

7350033_SHUM6821 (544x306, 202Kb)

Когда в 1715 году Король-Солнце умер, двор покинул резиденцию. Только в 1772 году юный Людовик XV решил вернуться в Версальский дворец, который после этого ожил.

7350033_SHUM6822 (544x306, 313Kb)

7350033_SHUM6823 (544x306, 363Kb)

Позже в Версале жили Людовик XVI с Марией-Антуанеттой, но во времена Великой французской революции супруги были вынуждены его покинуть. В 1883 году Людовик Филипп превратил Версаль в один из крупнейших музеев мира.

7350033_SHUM6824 (544x306, 353Kb)

7350033_SHUM6825 (544x306, 337Kb)

Зодчие Возрождения любили фантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечение утопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальным городом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайной линии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано и подчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки, впрочем, тоже.

7350033_SHUM6826 (544x306, 330Kb)

7350033_SHUM6827 (544x306, 295Kb)

Роскошные интерьеры дворца Версаль были созданы под руководством Шарля Лебрена. На первом этаже главного корпуса, вокруг Мраморной площади, находятся вызывающие любопытство туристов частные апартаменты короля и королевы. Официальная жизнь двора протекала в остальной части дворца.

7350033_SHUM6828 (544x306, 339Kb)

7350033_SHUM6829 (544x306, 321Kb)

Позолота, лепнина, хрустальные люстры, разноцветные гобелены, статуи – вот изысканная оправа жизни для Короля-Солнца. Залы Версаля названы именами олимпийских богов. В самом известном из них – Зале Венеры – среди многоцветного мрамора стоит статуя, изображающая самого Людовика XIV.

7350033_SHUM6830 (544x306, 276Kb)

7350033_SHUM6831 (544x306, 276Kb)

Но особенно привлекает внимание Зеркальная галерея дворца Версаль. Вдоль 70-метровой стены, напротив каждого из окон, повешено 17 огромных зеркал. Отраженные блики света создают ослепительный, в буквальном смысле слова, эффект.

7350033_SHUM6832 (544x306, 356Kb)

7350033_SHUM6833 (544x306, 280Kb)

Результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции.

7350033_SHUM6834 (544x306, 326Kb)

7350033_SHUM6835 (544x306, 323Kb)

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла не совсем радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и убился до смерти младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

7350033_SHUM6836 (544x306, 262Kb)

7350033_SHUM6837 (544x306, 317Kb)

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан, герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и всю начинавшую уже падать внешность своего «великого века». Он умер 1 сентября 1715 года.

7350033_SHUM6838 (544x306, 288Kb)

7350033_SHUM6839 (544x306, 297Kb)

В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.

Ссылка на первоисточник
наверх